Приветственное послание Ректора НовГУ

Ректор НовГУ, проф. Виктор Р. Вебер 
Великий  Новгород, Россия

Финский философ Георг Хенрик фон Вригт в своей известной книге «Объяснение и понимание» (1971) сделал фундаментальный вывод о существовании «двух главных традиций в науке и философии научного метода: аристотелевской и галилеевской», выражающих «попытки человека понять предметы телеологически или объяснить их каузально» (Wright G.H., 1971). В целом, с реалистической точки зрения, – мы можем утверждать постоянное существование двух полюсов познавательных процессов (противоположенных по своему значению). Одновременно, как это продемонстрировал в своих исследованиях выдающийся русско-американский социолог и культуролог Питирим Соркин – существует и Третья Интегральная сфера социокультурных процессов (включающая и научное познание), которая имеет промежуточную, но фундаментальную сущность, и которая содержит в себе культурологические средства, принадлежащие обоим полюсам. Таким образом, принципы Биполярного Единства и Триадической Эволюционной Цикличности могут считаться актуальными направлениями научного и философского исследования.

В настоящем, как известно, научное познание ориентируется на «галилеевский» метод, т.е. на физикалистское редукционное познание (как, например, сегодня в медицине это блестяще реализуют фармакогеномика и генная инженерия). Казалось бы, в этой связи, если следовать в «русле прогресса», – нас не должны интересовать методологические вопросы, относящиеся к противоположному полюсу – «полюсу аристотелизма». Однако есть один существенный момент, в соответствии с которым нас особенно интересуют и эти вопросы. Как показали исследования, в частности выполненные доцентом НовГУ К.С. Хруцким, – в отечественной научно-исследовательской традиции значение «аристотелевской» составляющей (т.е., вклад научного метода, ориентированной на ведущее значение внутренних целеорганизующих факторов) имеет действительное большое значение. В качестве доказательства, например в биомедицинской сфере, – можно сослаться на следующие основополагающие (научные концепции) понятия: «внутреннего торможения» и  «хотения» у И.М. Сеченова; «безусловного рефлекса» и «рефлекса цели» у И.П. Павлова; внутреннего регулирующего принципа в теории номогенеза Л.С. Берга; «доминанты» и «хронотопа» (в сути, «функционального органа») у А.А. Ухтомского; «результата действия» у П.К. Анохина; эволюционного «эффекта» у А.М. Уголева; внутренней «потребности» у П.В. Симонова и др.
Еще один существенный момент имеет отношение к университетской практике. Как известно, слово «университет» (что сегодня означает учреждение, в котором осуществляется высшее образование), – этимологически происходит от латинского слова «universus», имеющее значение «целый, полный, единый», точнее – lit. "turned into one," (обращенный к единому:  от «unus» "one – единый"  + versus, pp. of vertere "to turn" (обращенный к).

Дело в том, что аристотелевская этиология (т.е. целостное использование всех 4-х основных космических причин – causa: c. Materialis, c. Formalis, c. Efficiens, c. Finalis; кстати, этиологическое учение изначально было предложение именно Аристотелем) –  использование всех 4-х космических причин как раз позволяет осуществлять универсальное познание,  сводимое к (обращенное к) всеобщим конечным причинам, имеющим специфическое присущее для каждого субъекта и процесса жизни значение. Таким образом, на пути реабилитации аристотелизма мы получаем реальную перспективу восстановления истинного значения термина «университет», когда все многообразные учебные и научные дисциплины перестают быть разобщенными друг от друга и, напротив, – образует единое универсальное целое.

Еще один момент, который представляется нам важным, – это то, что  идея реабилитации и современного развития принципов аристотелизма получает свое рождение в Великом Новгороде – особом городе и культурном центре России. Как выше уже было отмечено, – Великий Новгород является местом рождения российской государственности и становления оригинальных форм демократического общественного устройства (имевших значительное историческое опережение по отношению к развитию современной европейской демократии). Также, Великий Новгород внес весомый вклад в развитие российского медицинского и, в целом, высшего образования.

В этой связи, с учетом как реальных предпосылок, так и особых исторических составляющих культурного процесса в Великом Новгороде, – все вместе позволяет мне утверждать, что в отношении данного Семинара мы оказались «в нужном месте и в нужное время» – для того, чтобы успешно реализовать исследовательские цели, вынесенные в программу нашей научной встречи. 

В настоящем, в ходе Первой встречи, – наверное на первый план выходят вопросы взаимного знакомства и критического обсуждения основных методологических вопросов, а также учреждения Биокосмологической ассоциации и ее органа – журнала «Биокосмология (Biocosmology) – neo-Aristotelism». В свою очередь, в случае успешного решения этих вопросов, – в последующем появляется реальная перспектива последовательного плодотворного развития Биокосмологического процесса и осуществления уже конкретных значительных научных задач и проектов.
Comments